Прежде всего, договоритесь о цели и приоритетах. Вы можете сосредоточиться на различных проектах по уменьшению количества мусора в школе. Например, установить фонтанчик питьевой воды в школе. Это приведет к сокращению покупки бутилированных напитков, и соответственно к уменьшению бутылок в мусорках. Или, например, отказаться от бумажных копий и перейти на использование электронных вариантов, или хотя бы настроить все принтеры и ксероксы таким образом, чтобы по умолчанию учебный материал распечатывался на обе стороны листа. Это сократит количество выбрасываемой бумаги.
Вы также можете сосредоточиться на достижении максимального уровня переработки отходов. В этом случае нужно будет тщательно проанализировать виды генерируемых отходов и убедиться, что все они принимаются в переработку в вашем городе. Очевидно, что если определенный вид отходов пока не принимается у вас в переработку, нужно найти его источник и постараться заменить. Например, если вы не можете найти пункт приема тетрапакетов в вашем городе, попросите вашу столовую продавать напитки в другой упаковке. Если у вас в школе установлены вендинговые аппараты, продающие напитки в тетрапакетах, настаивайте на изменении ассортимента.
После определения целей, рассмотрите основные виды отходов. Скорее всего, это будет бумага и картон, пластиковые бутылки или алюминиевые банки из-под напитков, пищевые отходы (в том числе от школьной столовой), опасные отходы (отработанные картриджи, остатки краски и чистящих средств). Может быть вы решите не ставить отдельные урны в классных комнатах, а поставить мусорные корзины побольше в коридорах. Ведь в течение урока, вряд ли кто-то встает, чтобы выбросить мусор, а после урока, мы все равно выходим в коридор. Таким образом, можно сэкономить на услугах уборщиков и организовать а-ля эко-пункты.
Очень важно, чтобы мусорные корзины в школьных эко-пунктах имели четкую маркировку, с использованием разных цветов, символов и текста. Возможно, в вашем городе уже используют какой-то стандарт, тогда лучше взять его за образец и использовать в школе. Использование разных маркировок приведет к огрехам в сортировке, а мы хотим добиться автоматизма привычки выбрасывать мусор в нужную корзину.
Скорее всего, стену вокруг корзин нужно будет покрасить моющейся краской или нанести иное моющееся покрытие. Не стоит рассчитывать, что бегущие на перемену ученики будут аккуратно целиться в корзины и так что, скорее всего, вокруг корзин могут оставаться пятна. Поэтому, имеет смысл заранее продумать, как поддерживать чистоту и гигиену в эко-пунктах.
Кроме того, на заднем дворе школы необходимо найти место для мусорных контейнеров исходя из тех видов отходов, которые ваша школа решила сортировать. Ведь не имеет смысла просить школьников сортировать мусор в школе, чтобы потом сваливать все в один контейнер. Важно, чтобы место расположения мусорных контейнеров было защищено от дождя, снега (с учетом ветра) и имело достаточно места для маневра мусоровозов. При условии правильной сортировки и содержания мусорных контейнеров, школьный мусор может теперь называться вторсырьем.
Предпоследним этапом налаживания системы управления отходами в школе будут договоры с перерабатывающими предприятия или пунктами приема отходов на вывоз. Здесь, скорее всего понадобится гибкость. Некоторые компании будут иметь требования по минимальному объему забираемого вторсырья и им нужно будет звонить при наполнении контейнеров, другие уже имеют устоявшийся маршрут и будут заезжать исходя из своего графика, третьи будут просить оплату за вывоз мусора. Хорошая новость в том, что после первого месяца система отладится, установится определенный график и вы уже будете знать, что эта компания приезжает по понедельникам, а эта каждую вторую среду.
Стоит иметь в виду, что почти во всех городах Казахстана пункты приема платят за отсортированный мусор. Таким образом, расходы по вывозу могут быть компенсированы оплатой за вторсырье. В любом случае, в каждом городе и селе будет своя индивидуальная история и потребует некоторого времени (и терпения) для отработки схемы.
Наконец, заключительным этапом будет выстраивание системы контроля и отчета. Подумайте, каким образом можно организовать подсчет мусора и вторсырья. Может вывозящая компания будет регулярно предоставлять такую статистику, может быть таким условным подсчетом займется клининговая компания. Такая информация будет полезна для анализа, понимания путей усовершенствования системы управления отходами и стимулирование реализации экологических проектов в школе. Например, когда вы установите питьевой фонтанчик, будет легко определить вклад школы в решение проблемы одноразового пластика. Или знание количества вывезенной макулатуры за четверть может быть конвертировано в определённое количество произведенного из нее картона или количество спасенных от вырубки деревьев. Такой информацией можно также делиться с учениками для продолжения формирования культуры уменьшения и сортировки отходов и ее переноса в семьи.